Литературно-музыкальный вечер
«Судьба Рахманинова: Тоска по вечной гармонии»
Пронзительная история гения, который всю жизнь искал мелодию утраченной Родины.
«Судьба... Она стучалась в его жизнь тремя аккордами. Сначала — оглушительный успех и признание. Потом — грохот революции, отнявшей Родину. И наконец — тишина изгнания, где музыка стала и проклятием, и спасением. Его судьба — это судьба России, унесенная им в мир. Судьба Сергея Васильевича Рахманинова».
Приглашаем вас на уникальный литературно-музыкальный вечер-исповедь, посвященный судьбе Сергея Рахманинова — одного из величайших композиторов и пианистов XX века. Это не просто концерт, а глубокое погружение во внутренний мир композитора, чья жизнь стала символом изгнания, а творчество — голосом всей потерянной русской эмиграции.
Судьба Рахманинова — это судьба целой эпохи, унесенной за пределы России. Через его музыку, письма и воспоминания мы исследуем путь от райских дней в усадьбе Ивановка до горькой славы в Европе и Америке. От оглушительного успеха — до многолетнего молчания, вызванного тоской по Родине.
В центре повествования — фигура Федора Шаляпина, его alter ego и самый верный друг. Их диалог, полный понимания и общей боли, станет нитью вечера, подчеркивая одиночество гения, который лишь в дружбе и музыке находил отзвук покинутого мира.
Вечер построен как драма в четырех актах:
· АКТ I: РАЙ. ИВАНОВКА — Истоки. Светлая, напоенная русским простором юность, где рождались его самые лирические мелодии.
· АКТ II: ИЗГНАНИЕ. РАЗЛОМ — Катастрофа 1917 года. Годы творческого молчания и отчаяния, когда муза осталась в России.
· АКТ III: НОСТАЛЬГИЯ. «СЕНАР» — ПРИЗРАК ИВАНОВКИ — Попытка обрести новый дом в Швейцарии и возвращение к композиции, где каждая нота была посвящена России.
· АКТ IV: ПРОЩАНИЕ. РЕКВИЕМ — Позднее творчество как прощальный взгляд на прошлое и вечная тоска по утраченной гармонии.
В программе прозвучат шедевры, определившие эпоху:
· Романсы Рахманинова, составляющие золотой фонд русской вокальной лирики: элегическое «Здесь хорошо», страстное «Не пой, красавица» и повествовательный «Сон».
· Бессловесный гимн тоске — «Вокализ»
· Фрагмент из Второго фортепианного концерта
· Оперные арии из репертуара Шаляпина («Русалка», «Борис Годунов»), раскрывающие глубину их творческого союза.
Особенность постановки:
Главным рассказчиком в этом вечере становится рояль. В исполнении пианиста он оживает, превращаясь в голос самого Рахманинова — страстный, сдержанный и полный неизбывной грусти. Чтец, солисты (бас, сопрано) и пианист создают на сцене мощный художественный ансамбль, где слово и музыка сливаются в единое целое.
Визуальный ряд из архивных фотографий и хроники, а также аскетичное световое решение подчеркнут глубину и трагизм этой судьбы.
Этот вечер — попытка услышать не только музыку, но и судьбу. Судьбу человека, который, как никто другой, сумел преобразовать личные переживания в вечное искусство.
Исполнители:
· Чтец (Ведущий)
· Бас (Солист) Борис Жуков - солист театра "Новая опера", приглашенный солист Большого театра России
· Сопрано (Солистка) Изабелла Мерман - лауреат международных конкурсов
· Пианист (в образе Рахманинова за роялем) Александр Анасенко - победитель конкурса Хиблы Герзмава
Продолжительность: 1 час 15 минут без антракта.